Почти каждый второй материал на мариупольских телеканалах имеет сомнительную достоверность и заказные сюжеты - "Детектор медиа"

13.11.2017 14:05:00

На телевидении Мариуполя есть два типа новостей: узкопрофильные новости о металлургии, которые могут быть интересны только металлургам и новости о приключениях городского головы, которые могут быть интересны и понятны его фанатам. Об этом говорится в исследовании Мониторинга теленовостей Мариуполя, проведенного "Детектор медиа".
 
Анализ показал, что местные телеканалы очень часто допускают в своих новостях заказные сюжеты. На "МТБ" их было 42% от всего контента, на "Сигме" - 56%. То есть, почти каждый второй материал этих СМИ имеет сомнительную достоверность.
 
Это проявляется и в соблюдении журналистских стандартов: "Сигма" получила за них 3,39 балла из шести. "МТБ" - 4,03 балла. 
 
"Сигма" - последние новости цехов и дворов
 
Телеканал "Сигма", по данным "Детектор медиа", отличился пиаром городского головы Мариуполя Владимира Бойченко и предприятий Рината Ахметова.
 
Бойченко фигурировал в четырех из восемнадцати сюжетов телеканала в течение недели. Во всех этих материалах были зафиксированы нарушения стандартов. Хороший пример отношения журналистов к городскому голове - это сюжет 22 августа "Уютных дворов становится больше". В нем городской голова говорит с рабочими, которые кладут асфальт возле одного из домов. Вот избранные цитаты мэра: "... Все остальное, поверьте, тоже будет двигаться, никуда оно не денется", " ... вы будете поднимать это асфальтное покрытие, соответственно, мэр будет на вас очень злой и будет на вас ругаться",  Единственная важная информация в сюжете звучит от корреспондента "В планах благоустройством более ста дворов", которых, правда, непонятно. Что думают по этому поводу мариупольцы или эксперты - тоже.
 
Что касается пиара предприятий, то, как отмечают аналитики "Детектор медиа", нужно понимать, что "Сигма" входит в региональную медиагруппу группы телеканалов "Украина", конечным бенефициаром которой является Ринат Ахметов. Отсюда и постоянные новости о том, как руководители "Азовстали" и комбината им. Ильича что-то заявляют и дарят. Например, в сюжете о Дне флага журналисты вставили вот такой комментарий от Михаила Цуркана, директора по персоналу и социальным вопросам комбината им. Ильича:
 
"Акция - это поддержка тех начинаний, которые сейчас делаются у нас в городе. Они правильные, мы считаем, металлурги всегда идут рядом плечо с плечом с городской властью. Все то, что делается сейчас в городе, направлено, действительно на созидание, на установление мирной жизни, на развитие".
 
Два по цене одного - и себя показали, и городскую власть похвалили.
 
Иногда журналисты, кажется, вообще забывают, что их смотрит, кто-то кроме металлургов, и передают в эфир такое ("новость" от 23 августа):
 
"Украинская металлопродукция станет ещё качественнее. Реконструкция газоочистного оборудования на Аглофабрике и новая машина непрерывного литья заготовок №4. Комбинат имени Ильича продолжает масштабную модернизацию производства. В рамках амбициозной программы стартует второй этап проекта по строительству нового листопрокатного цеха 1700".
 
Без комментариев экспертов, работников и указания того, почему это вообще важно, большинство зрителей поймет только, что на заводе модернизация.
 
На основании мониторинга сюжетов "Сигмы" в "Детектор медиа" делают вывод, что "таким образом, на телеканале присутствует заметный симбиоз между пиаром власти и предприятий Ахметова. А причиной для хвалебного сюжета может стать даже "старт второго этапа проекта строительства нового цеха стана 1700".
 
"МТБ" - металлургическое телевидение богачей
 
"Мариупольское телевидение" - МТБ рассказывает только хорошие новости о жизни в городе, и о том как часто ее обеспечивают предприятия Ахметова. По случайному "совпадению", 99.99% акций телерадиоорганизации принадлежат "Метинвестхолдинг", конечными бенефициарами которого являются Ринат Ахметов и Вадим Новинский.
 
Так, 23 августа здесь рассказывали, например, о "подписание договора о реконструкции листопрокатного стана 1700 между австрийской фирмой "Primetals Technologies" и комбинатом "Имени Ильича". Это была вторая важнейшая новость выпуска после Дня флага. Генеральный директор комбината, очевидно, объясняет почему это так важно для мариупольских зрителей:
 
"Продукция будет высококачественная, будет конкурентноспособная и мы выйду на новые мировые рынки с новыми объемами. Соответственно мы будем больше зарабатывать, соответственно, будем больше отчислять налогов, которые в том числе идут в город Мариуполь. Это значит, что в Мариуполе будет больше возможностей для развития и для строительства различных инфраструктурных проектов".
 
В этот же день телеканал рассказывал и о другом комбинате - "Азовстали". Здесь журналисты акцентировали внимание на том, что "в этом году "Метинвест" расширил корпоративную социальную программу "Первый раз в первый класс". Рассказывается о том, как компания дарит канцелярские принадлежности всем школьникам, чьи родители работают на предприятиях группы.
 
"Сюжет длится целых три минуты, ведь на портфелях здесь пиарятся председатель профсоюзного комитета и гендиректор "Азовстали". Также журналисты усиливают материал комментариями родителей и малышей", - отмечают в "Детектор медиа".
 
Также журналисты усиливают материал комментариями родителей и малышей.
 
Кроме того, как и на "Сигме», здесь большое внимание уделяется городскому голове Мариуполя. МТБ держит своих зрителей в курсе того, как Вадим Бойченко вручает ключи от квартир, молится за мир в Украине, посещает "уютные дворы". Но самая большая особенность телеканала - это его распределение новостей по настроению. В Мариуполе все  новости только положительные, а вот за его пределами происходит неизвестно что. 
 
"Местные новости все очень позитивны - ремонтируются детсады, дороги и дворы, школьники пьют качественную воду и получают подарки от "Азовстали", восстанавливаются фонтаны, поступают иностранные инвестиции и даже анализы экологической лаборатории показывают чистый воздух. Единственный критический материал за неделю - "Постепенное разрушение дома", в котором говорится о старом жилом здании, которое разрушается и о котором не знают коммунальные организации. В то же время о общенациональные новости - это сплошные проблемы: пенсионеры не получают пенсию, газ дорожает, киевское "Динамо" стало сепаратистским, а канал "1 + 1" снова солгал о Мариуполе", - заявляют эксперты "Детектора медиа".
 
По их мнению, мариупольские журналисты продвигают интересы предприятий и городского головы.
 
"Ведь, как говорится, одно "заказное" сообщения - это случайность, два - это совпадение, 46% от всего контента - это служба пиара", - заключают в "Детектор медиа".
 
Общественная организация "Детектор медиа" - это аналитический центр и медийная платформа. Уже более 10 лет команда организации последовательно способствует соблюдению журналистских стандартов в украинских СМИ, совершенствованию национального законодательства в сфере информации, повышению профессионального уровня журналистов, формированию демократической культуры медиа потребления среди украинских граждан.
 
Мариуполь-Экспресс










Поделиться с друзьями

Присоединяйтесь к нам






SELECTORNEWS - покупка, обмен и продажа трафика