Украинским работодателям все сложнее искать сотрудников - количество трудоспособного населения уменьшается

12.02.2019 15:30:00

Украинским работодателям все сложнее искать сотрудников – таковы реалии современного рынка труда. Особенно тяжело подбирать т.н. линейный персонал – это самые многочисленные категории работников, которые выполняют основные бизнес-операции. Например, представители рабочих профессий («голубые воротнички»), обслуживающий персонал и т.д.
 
По данным сайта  OLX, в последнем квартале 2018 года активнее всего работодатели искали специалистов для работы в сферах торговли (27% от всех вакансий), транспорта и логистики (15%), а также за рубежом (15%). При этом уровень зарплат вырос в среднем на 10%. Больше всего готовы платить няням – 13 500 грн, водителям и строителям – около 10 000 грн, а зарубежные компании предлагают нашим специалистам больше 23 000 грн.
 
Несмотря на все усилия работодателей, предложений для таких сотрудников – пока что больше, чем желающих их принять. Но почему одни компании справляются с вызовом и все-таки находят надежных работников, а вакансии других остаются без отклика? Редакция блога обратилась к HR-экспертам из крупных компаний, которые ищут персонал на OLX, и попросила их поделиться опытом привлечения таких кандидатов. Эти советы помогли работодателям закрыть не один десяток вакансий.
 
Анна Хитрик, HR Business Partner сети магазинов «Фора»
 
– Бытует мнение, что ритейл – очень сложный рынок с точки зрения подбора сотрудников. Действительно, в этой сфере непросто найти работников, особенно при массовом рекрутинге. Так, в нашу сеть входит более чем 245 магазинов по всей Украине, и регулярно открываются новые. Поэтому ежемесячно мы ведем работу над десятками вакансий. Самые популярные линейные позиции в нашей сети – это продавцы, кассиры, грузчики, пекари, пиццайоло.
 
Начинаем подбор с бренда работодателя
 
Демографическая ситуация, отток работников за границу – с учетом этих факторов рекрутеры должны прикладывать больше усилий, чтобы закрывать позиции. Например, по сравнению с 2-3 годами ранее, трудозатраты выросли примерно на 30%.
 
Поэтому так важно начинать рекрутинг с развития бренда работодателя: направить усилия на то, чтобы сделать компанию привлекательной для соискателей, создать сильную команду рекрутеров и покрыть базовые потребностей людей. И, конечно, еще должно быть понимание ценности сотрудников – тогда сложности можно решить.
 
Опыт показывает, что при подборе линейного персонала наиболее важны два фактора: комфортные условия труда и стабильный доход. Что касается зарплат, важно стремиться к уровню выше среднего. Если это не позволяет финансовая или бизнес-модель компании – значит, нужно ее пересмотреть. Стремление нанимать людей «задешево» приводит к высокой текучести персонала и к тому, что на работу откликаются сотрудники с низким уровнем компетенций.
 
 
Елена Васенко, HR-директор компании «Будинок іграшок»
 
– Наша сеть включает 54 магазина в 18 городах. Самые востребованные позиции – продавцы-консультанты и кладовщики.
 
Подстраиваемся под запросы целевой аудитории
 
Одна из главных особенностей рынка труда – условия диктует соискатель, а не работодатель, в том числе в ритейле. Количество трудоспособного населения уменьшается. Влияет на ситуацию и выезд потенциальных кандидатов за границу, например, в Польшу или Германию. К слову, последняя вскоре упростит правила трудоустройства для украинских мигрантов.
 
Увеличивается и возраст сотрудников – если раньше это были в основном люди 25-35 лет, то сейчас растет количество соискателей возраста 45+. Кроме того, на рынок выходят представители поколения Z, которые не готовы работать длительный период в одной компании, несмотря на все усилия работодателей.
 
Кандидаты меняют работу быстрее, и мы ощущаем это на себе. Например, если пару лет назад средний срок работы на линейных позициях в нашей компании составлял около 3-х лет – это очень высокий показатель для розницы, то сейчас – 1-2 года. Быстрее растут и ожидания кандидатов, в том числе и по зарплате.
 
Компаниям важно пересматривать портрет кандидата, менять и ускорять сами процессы: например, нашим сотрудникам важно быстрее изучать ассортимент, а это 15-20 тысяч товарных позиций. Раньше на это мог уходить год, сегодня – несколько месяцев.
 
Нужно адаптировать условия работы под запросы кандидатов. Например, для соискателей 45+ более важны стабильность, официальные трудоустройство и зарплата, для поколения Z – насколько интересна сама работа и готова ли компания быть гибкой, мобильной, учитывать пожелания сотрудников. Работа для них – не ключевая потребность, она в целом должна добавлять ценность в их жизнь.
 
 
Виктория Закарчевная, директор по персоналу компании «Территория минимальных цен»
 
– В целом в нашей сети работает более 700 человек. Сеть растет, и когда открываются новые магазины, у отдела рекрутмента может быть в работе более 100 вакансий. Самые востребованные работники в нашей сети гипермаркетов – это продавцы и рабочие специальности, связанные с обслуживанием магазинов.
 
При этом закрывать позиции нам несложно. Это звучит неожиданно, но нам очень помогает выстроенная технология поиска и подбора. Четкие процессы, которые создают поток кандидатов.
 
Предлагаем честные условия труда
 
Главное преимущество работодателей в привлечении линейного персонала – хорошие условия труда. Прежде всего – конкурентная зарплата. Причем для этой категории сотрудников даже разница в 100-300 гривен может быть существенной.
 
Зарплату нужно выплачивать вовремя и быть честным. К сожалению, часто компании заявляют один уровень, а фактически платят меньше. Вычитают деньги за то, на что сотрудники влияют косвенно либо не влияют вообще. Или предлагают человеку бонусную систему, при которой выйти на ожидаемый уровень дохода часто невозможно. Это очень болезненный момент для работников.








Поделиться с друзьями

Присоединяйтесь к нам