Газовый грабеж украинцев продолжается по новой схеме

24.07.2019 11:00:00

За последние 5 лет власти под видом реформ внедрили в Украине целый ряд схем, грабительских по отношению к собственным согражданам.
 
Владимир Зеленский занялся ликвидацией одной из них – скандальной формулы "Роттердам+", существенно завышающей стоимость угля для тепловых электростанций (ТЭС).
 
Законопроект об изменениях в "Роттердам+" был внесен на рассмотрение Верховной Рады офисом нового президента в течение первого месяца после его вступления в должность.
 
Такой подход может объясняться не стремлением восстановить справедливость, а иными соображениями – поскольку в отмене скандальной формулы заинтересован совладелец группы "Приват" Игорь Коломойский.
 
А остальные схемы тем временем продолжают успешно работать. И лишь перед летними парламентскими выборами представители власти согласились немного умерить свои аппетиты. Совсем ненадолго.
 
Роттердам меняет полярность
 
Постановление №289 "Об утверждении Порядка формирования прогнозируемой оптовой рыночной цены электрической энергии" вступило в силу 3 марта 2016 г.
 
Его разработала и утвердила Национальная комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которую на тот момент возглавлял Дмитрий Вовк, менеджер президента П.Порошенко.
 
Формула предусматривала, что в тариф, по которому госпредприятие "Энергорынок" покупает электроэнергию (э/э) у ТЭС, закладывается стоимость угля на бирже в Роттердаме (индекс API2)плюс цена его доставки в Украину из Нидерландов.
 
Хотя на самом деле ТЭС используют уголь украинской добычи, либо завезенный из соседней России (а порой и из ОРДЛО).
 
К примеру, в том же 2016 г. реальная себестоимость добычи у объединения "ДТЭК Павлоградуголь", на которое пришлось 45% от всего производства угля в Украине, составила 861 грн./т.
 
Тогда как API2 в 2016 г. был в пределах $45-90/т.
 
При среднегодовом обменном курсе за 2016 г. $/26,8 грн. получим, что по формуле "Роттердам+" добываемый ДТЭК уголь считался по 1206-2412 грн./т.
 
Т.е. в 1,5-3 раза дороже, чем он на самом деле обходился компании Р.Ахметова, владельца энергохолдинга ДТЭК, в управлении которого находится порядка 80% украинских ТЭС.
 
Кроме того, если посмотреть на географическую карту, то сразу становится понятно, что привезти уголь, к примеру, на Запорожскую ТЭС – из Павлограда в разы дешевле, чем из Роттердама.
 
Его и везут из Павлограда. Но 3 года считали цену – как будто из Роттердама.
 
Президентский законопроект отменяет учет доставки из Нидерландов, а также вводит понижающий коэффициент от 0,9 до 0,99.
 
Коэффициент учитывает худшее качество украинского угля по сравнению с тем, который продается в Роттердаме (из ЮАР, Колумбии, США и т.д.), как пояснил представитель президента при Кабинете министров Украины Андрей Герус.
 
Т.е. расчетная цена угля украинской добычи в тарифе для ТЭС будет максимум на 10% ниже API2 – тогда как разница между его реальной и расчетной (на основании формулы "Роттердама") себестоимостью достигает 300%.
 
Из этого следует, что анонсированная А.Герусом замена "Роттердам+" на "Роттердам-" не означает полный демонтаж грабительской схемы, существенно завышающей цену э/э для украинских потребителей.
 
Просто теперь они будут переплачивать немного меньше. Только и всего. При этом стоит отметить, что речь идет о промышленных потребителях.
 
В тарифе на э/э для населения цена угля не считалась по "Роттердам+". В отличие от ее "газовой сестры", формулы "Дюссельдорф+".
 
"Дюссельдорф" рулит
 
Схема "Роттердам+" находится в поле зрения СМИ благодаря тому, что ее использование не устраивает группу "Приват", владеющую активами в электрометаллургии.
 
Зато не менее фееричная формула грабежа населения путем многократного завышения тарифов на газ остается практически не замеченной.
 
Речь о пресловутой формуле "Дюссельдорф+", принятой постановлением №315 Кабинета министров Украины (КМУ) 27 апреля 2016 г. – т.е. сразу после вступления Владимира Гройсмана в должность премьера.
 
"Дюссельдорф+" предусматривает, что газовый тариф для населения считается как стоимость ресурса на немецкой бирже NCG (г.Дюссельдорф) плюс цена его транспортировки в Украину.
 
Сразу надо отметить, что для расчета взята наиболее дорогая в ЕС торговая площадка, на остальных крупных газовых биржах цена всегда ниже, чем в Дюссельдорфе.
 
К примеру, 10 декабря 2018 г. газ на NCG стоил $270,6 /1000 м3, на торгах 28 декабря – $297,8 долл./1000 м3. Тогда как на голландской газовой бирже TTF в эти дни котировки были $263/1000 м3 и $272,6/1000 м3.
 
При этом? на самом деле, газ в Дюссельдорфе никто не закупает. Для населения НАК "Нефтегаз Украины" продает ресурс украинской добычи.
 
В среднем входящая в НАК госкомпания ПАО "Укргаздобыча" получает 18-19 млрд м3 в год.
 
Этого хватает для бытовых потребностей: населения в частных домах и для предприятий теплоэнергетики, обеспечивающих отопление и горячую воду в многоквартирных домах.
 
Понятно, что газ в Дюссельдорфе стоит намного дороже, чем добываемый в Украине.
 
Поскольку там предлагается не только российский ресурс с учетом цены его транспортировки из РФ в ЕС, но и британский, норвежский и голландский, добываемый в Северном море.
 
Поэтому даже тот российский газ, который "Нефтегаз" закупает у европейских трейдеров на западной границе Украины – на самом деле обходится дешевле, чем считал для населения Кабмин во главе с В.Гройсманом на протяжении 3 лет.
 
Об этом свидетельствуют данные, которые приводит министерство экономического развития и торговли.
 
Например, в мае текущего года (т.г.) таможенная цена импортного газа была $215,19/1000 м3, или 5681,54 грн./1000 м3. Тогда как "Нефтегаз" в мае продавал газ населению и теплоэнерго по 8247 грн./1000 м3.
 
Разброс цифр по состоянию на июнь-июль т.г. показывает, что в течение 3 лет украинцы платили за газ в 1,5 раза дороже, чем он стоил в действительности.
 
Так, на Украинской энергетической бирже, где продается газ украинской добычи, в июне за ресурс с поставкой в июле просили 4905 грн./1000 м3.
 
Средняя таможенная стоимость импортируемого газа в июне составляла 5161 грн./1000 м3. Газ для промышленности в июне на июль "Нефтегаз" продавал по 5017 грн./1000 м3.
 
Тогда как рассчитанная по кабминовской формуле "Дюссельдорф+" цена газа для населения получилась 7185 грн./1000 м3.
 
Куда уходили сверхдоходы "Нефтегаза" – надо спрашивать у В.Гройсмана, П.Порошенко и главы правления НАК А.Коболева.
 
Причем практически все это время премьер-министр утверждал, что цена газа для населения является "справедливой" и "рыночной". А политиков в Раде, призывавших снизить тарифы, называл "популистами" – уверяя, что те просто пытаются спекулировать на болезненной для украинцев теме.
 
"Популисты говорят о том, что в Украине цену газа можно снизить в 2, 3 или 5 раз. Скажите, пожалуйста, есть ли здесь те, кто знают, как это сделать? Нет… Никто не знает, как это сделать, но популисты говорят, что они могут это сделать. Так они не популисты – они фокусники!", — утверждал премьер в феврале 2018 г. на встрече с иностранными дипломатами.
 
Президент полностью поддерживал главу правительства. "Послушайте сегодня обещания популистов удешевить газ в 2, в 3, в 4, некоторые договорились в 6 раз снизить цену. Это можно сделать только путем возвращения в российскую газовую кабалу", - заявил П.Порошенко во время встречи с коллективом Счетной палаты Украины 22 октября 2018 г.
 
Ситуация изменилась в мае т.г., когда В.Гройсман впервые заговорил о необходимости снижения цены газа для населения. И позднее продолжал развивать эту тему.
 
"Я считаю, что они - достаточно циничный монополист, с которым мне точно не по пути. Я заставил их снизить цены на газ в мае и в июне. Мне надо, чтобы они продолжали это делать и в июле. Нафтогаз должен продолжать это делать и в дальнейшем, ведь мировые цены на газ снижаются. Они хотели при уменьшении цены на газ в Европе повысить ее для Украины. Поэтому нам с ними не по пути. Это принципиальная позиция", - сказал он 2 июля в ходе поездки в Полтавскую обл.
 
По странному совпадению мнение премьера изменилось после старта предвыборной кампании в Верховную Раду, в которой он решил участвовать как самостоятельный игрок.
 
Тогда Кабмин принял ряд решений, изменив формулу ценообразования для газа, который идет населению и теплоэнерго. Среди них – постановление №293.Оно предусматривает, что с июня цена газа для населения и теплоэнерго должна определяться как наименьшее значение из 4 индикаторов:
 
Цена на Украинской энергетической бирже.
Данные Минэкономторга (фактическая цена импорта российского газа на западной границе),
Цена, по которой НАК продает газ для промышленности
Цена газа, рассчитанная в соответствии с постановлением КМУ от 27 апреля 2017 г., т.е. собственно по формуле "Дюссельдорф+".
Принятие данных решений КМУ В.Гройсман сейчас преподносит как некое личное достижение: "мы заставили монополиста снизить цену газа для украинцев".
 
Почему такая формула ценообразования не была принята сразу в апреле 2016 г. – премьер предпочитает не объяснять.
 
Точно так же он ничего не говорит о том, как быть с теми денежными суммами, которые потребители переплатили за газ, горячее водоснабжение и отопление за 3 года действия "Дюссельдорф+".
 
Даже сейчас, когда по иску экс-премьера Юлии Тимошенко Окружной административный суд Киева в марте т.г. отменил постановление №315, а Шестой апелляционный суд в июле подтвердил этот вердикт.
 
Тем не менее, глава правительства утверждает, что оснований для возврата денег нет. Дескать, то самое постановление №315 КМУ и так уже утратило силу – т.к. вместо него принято новое постановление, определяющее порядок расчета цены газа для населения.
 
Однако вникать в юридические коллизии нет смысла, поскольку сам факт, что власть 3 года грабила украинцев, заставляя переплачивать за газ и услуги ЖКХ – лежит на поверхности. А значит, есть вопрос возврата переплат – как и с "Роттердам+".
 
Сейчас, в связи с принятием майского постановления №293 КМУ, схему "Дюссельдорф+" можно считать ликвидированной. Хотя это не слишком отразилось на конечной стоимости газа для большинства бытовых потребителей.
 
Все просто: отказавшись от завышения базовой цены газа, НКРЭКУ уже при новом руководителе Оксане Кривенко "накрутила" облгоргазам "жирные" тарифы на поставку газа по распределительным сетям.
 
В итоге конечные тарифы в 1,5-1,8 раза превышают цену, установленную "Нефтегазом" по новой кабминовской формуле.
 
Кроме того, нет никакой гарантии, что новый состав Кабмина, сформированный по результатам парламентских выборов, опять не изменит в формулу расчета цены газа для населения и теплоэнерго.
 
Виталий Крымов, "ОстроВ"  











Присоединяйтесь к нам